«Консультация для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя»»</small>
Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с детьми, им нужна наша помощь.
Но прежде чем мы поговорим с вами о профилактической работе по данной проблеме, хотелось бы осветить вопрос, что же такое жестокое обращение, и что оно в себя включает.
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
- физическое,
- сексуальное,
- психическое насилие,
- пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психологической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Жестокое обращение подразумевает не только побои, пинки, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения ребенком, ранящие его душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Причины усиления тенденции жестокого обращения с детьми.
Исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. В российских деревнях и селах до сих пор сохранилось исторически сложившееся положительное отношение к телесным наказаниям детей («За одного битого двух небитых дают»). При этом для родителей в качестве аргумента в их пользу достаточно того, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Социальные факторы.
Смена ценностных ориентиров стала причиной появления у многих людей чувства неуверенности в себе, тревоги и роста общей агрессивности. Это, в свою очередь, нанесло серьезный урон внутрисемейным отношениям, их стабильности. Неблагоприятная экономическая ситуация, резкая разница в уровне жизни населения. Впервые россияне столкнулись с таким хорошо известным в других странах явлением, как безработица.
Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в завышенных ожиданиях по отношению к своему ребенку или эмоционально жестоком обращении с ним.
Неблагополучная ситуация в семье:
— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, а также вернувшегося из мест лишения свободы;
— постоянные конфликты между супругами;
— низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции.
Работа воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми.
Общеизвестно, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем иметь дело с запущенной болезнью. Однако порой мы пренебрегаем мерами профилактики и в случае возникших психолого-педагогических проблем довольно часто начинаем бить тревогу лишь тогда, когда эти проблемы становятся чересчур очевидными. Это непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Для ее решения необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Для того чтобы воспитатели могли взаимодействовать с родителями, они должны быть подготовлены к этой деятельности.
Предлагаем начать ее с самоанализа. Как оценить готовность воспитателя к работе с родителями? На доске записаны личные цели педагогов, отражающие их взаимодействие с родителями. Полученное разнообразие ответов иллюстрирует различие в исходных намерениях. Приведем варианты таких ответов:
— «Хочу, чтобы родители понимали, что я тут делаю с их детьми».
— «Хочу, чтобы улучшились отношения детей моей группы с их родителями».
— «Хочу, чтобы мне помогли, трудно все тащить на себе».
— «Хочу помогать родителям в решении их проблем с детьми».
— «Хочу, чтобы начальство от меня отстало».
Вопрос воспитателям, какой вариант они считают самым приемлемым. Очевидно, что наиболее оптимальной (ориентированной на интересы ребенка) является позиция воспитателя, содержащаяся во втором ответе, ибо все остальные являются в той или иной степени «Я-центрированными» и не отражают установки на сотрудничество.
Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться с людьми.
Как можно взаимодействовать с родителями? Перечислим самые общие формы участия родителей в работе дошкольного учреждения:
— помощь родителей детскому саду в целом (сбор материалов для занятий с детьми, разработка содержания игротеки и т. п.);
— участие в ежедневной работе группы (присутствие родителей в группе в период адаптации ребенка к детскому саду; помощь в повседневной работе педагога с детьми, при проведении экскурсий, в театрализованной деятельности и т. п.);
— участие родителей в принятии решений (создание родительского комитета).
Рекомендации специалистов педагогическому персоналу при необходимости краткосрочного контакта с запросом родителей о помощи придерживаться следующих правил:
— избегайте скоропалительных решений, поскольку родитель, обращающийся за помощью, возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение поставленной проблемы;
— вслушивайтесь в то, что говорится, нередко родителю бывает необходимо просто выговориться, поэтому важно убедить собеседника, что вы понимаете то, что он говорит («Если я не ошибаюсь, вы считаете, что…»), а не навязывать свое мнение («У вас явно проблема с…»);
— обговаривайте любое предложение простые фразы «Я предлагаю вам…» или «Сделайте то-то…» обычно оказываются бесполезными, поскольку следует обговорить несколько возможных вариантов решения проблемы, предоставив выбор самому родителю;
— соблюдайте конфиденциальность даже не оговаривая это особо, родитель, как правило, ожидает, что обсуждение волнующих его вопросов останется в тайне.
Как изучить семью? Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, опросы (беседы, анкетирование, интервью» тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.). Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).
Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.
Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагог может получить также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек» и т. д. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, изображение состава семьи (полный, уменьшенный, увеличенный). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и т. д.
Для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка, педагог может воспользоваться проективными методиками. Например, можно предложить детям разрешить следующие ситуации:
- У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
- Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
- Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
- Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
- У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Распространенными методами изучения семейной микросреды дошкольников являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
Как транслировать родителям положительный образ их ребенка? Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду.
Поэтому демонстрация воспитателем своего доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать, чему ребенок научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности снять родительскую тревожность являются важнейшими основаниями в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем. Такая работа является отражением общих гуманистических установок в общении взрослого с ребенком.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.
Назовем характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
— признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
— индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей обеспечения наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
— использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
— широкий спектр используемых тактик общения (создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения);
— определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку.
К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:
— Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
— Профилактика жестокого обращения с детьми:
— Трансляция родителям положительного образа ребенка;
— Работа по коррекции детско-родительских отношений;
По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие? Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают побои и телесные издевательства. Они, как правило, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, замыкаются в себе, недоверчивы, иногда агрессивны. Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Для этого важно наличие не какого-то одного признака, а сочетание нескольких признаков:
- ребенок плохо развивается его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок демонстрирует изменчивое поведение оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;
- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне;
- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
- ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;
- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
- к вышеперечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка необязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с этими признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае обратите более пристальное внимание не только на этого ребенка, но и на его родителей.
Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия? Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, расскажет о случае насилия или жестокого обращения.
Педагогу необходимо иметь в виду следующее:
— Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, выражая сомнения в правдивости его слов.
— Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
— Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан.
— Проявите понимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.
— Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Тогда его надо поставить в известность и предупредить о том, что вы хотите предпринять некоторые меры.
К кому обращаться за помощью: полиция, юридические консультации службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.


ПРИЗНАКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия, следы сексуального насилия, запущенное состояние детей.
Стратегии предупреждения насилия в семье
- ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.
Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
- ПОЧАЩЕ КОНТАКТИРУЙТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите к воспитателю, психологу — ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал Учреждения Образования существует для того, чтобы помогать детям и преуспевать. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
- ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
- НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать » Я горжусь тобой!»
- ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются.
Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
(советы родителям)
- Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
- Научите своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
- Став постарше, научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
- Старайтесь САМИ забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
- Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
- Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
- Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
- Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
- Если ваш ребенок выезжает за границу (на отдых, на лечение, на конкурс, олимпиаду и т.д.), ему необходимо иметь при себе заграничный паспорт. Все документы, необходимые для оформления паспорта, родители САМИ (никому не поручая) должны представить в паспортно-визовый отдел.
Профилактика домашнего насилия
Домашнее насилие может иметь различные проявления и формы. Всемирная организация здравоохранения определяет следующие основные формы домашнего насилия:
- акты физической агрессии, такие как нанесение ударов, избиение, а также угрозы совершения таких действий, имеют своей целью нанести вред телу человека;
- психологическое насилие – запугивание и постоянное унижение, осуществляется с применением вербальных и психических средств и направлено на подавление личности, надругательство над ней;
- принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения, совершаемые против воли другого человека;
- различные проявления контролирующего поведения, например изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи;
- экономическое насилие, связанное с ограничением экономической самостоятельности человека.
Наиболее распознаваемым является физическое насилие, оставляющее явные следы на теле пострадавших. Однако и другие проявления насильственных действий в семье влекут серьезные последствия для жизни и здоровья пострадавших.
Каждый человек, испытывающий домашнее насилие, должен иметь свой план действий, чтобы справиться с проявлениями насилия. Несколько советов по обеспечению своей безопасности.
- Если спора не избежать, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
- Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры.
- Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности, можно было срочно покинуть дом – и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений.
- С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете.
- Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, то в случае опасности они предоставят вам временное убежище.
- Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел вас. Спрячьте все записки и адреса, которые могут подсказать, где вы: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов.
- При критической ситуации покидайте дом.
- При первой же возможности обратитесь в милицию по телефону «102».
ПАМЯТКА
об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра
За последние время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.
Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.
Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
Уважаемые родители!
Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии». Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 159. Оставление в опасности
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»
Уважаемые родители! Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.
Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.
В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».
Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что: «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.
Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.
За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.
Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.
Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.
Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.
К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.
Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.
За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,– наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.