История и современность вытинанки

27.10.2025

Белорусская вытинанка

Вытинанка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, который возник в Китае благодаря изобретению бумаги.

Технология изготовления бумаги со временем стала известна и в других странах: сначала в соседних — Японии, Кореи, Индонезии, а потом и в дальних — Персии, Турции, странах Европы. Название этого вида искусства в Польше – wycinanka, на Украине – вытынанка, в Литве – karpiniai, во Франции – decoupage, в Германии – scherenschnitte, в Англии – papercutting.

С 16 века в Европе стала распространяться в среде знати силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природные мотивы, бытовые сцены). Народная вытинанка отличалась  от силуэтной техникой исполнения. Бумагу могли складывать гармошкой, в виде треугольника в 4,6,8 раз таким образом, что оси симметрии перекрещивались в центре, и по сгибам вырезали ажурные геометрические узоры. Также лист бумаги складывали пополам и вырезали половину силуэта изображения, а по сгибу узоры. Возможно первая «вытинанка» на территории Великого Княжества Литовского, а затем Речи Посполитой была бумажная кустодия (украшение для охраны восковых и сургучные печатей на документах).

Бумага стала доступной и вошла в народную среду, из неё вырезали  занавески, салфетки, кружева для декора. Вытинанкой украшали в доме иконы, окна, мебель, стены. Образы для вытинанок часто брались из ткачества, вышивки, керамики, резьбы и несли символический смысл. За время существования этот вид искусства переживал интерес разных слоев населения и широкое распространение, так упадок и почти полное забвение.

 В 80-е годы ХХ в. творчески работать над возрождением вытинанки начали  профессиональные художники. Современная белорусская вытинанка стала одним из распространенных видов декоративно-прикладного искусства.  Она отличается разнообразной тематикой, техникой исполнения, дизайнерскими решениями, но всегда ориентируется на народные традиционные мотивы.

елорусская вытинанка включена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

06.12.2024

Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в ходе 19-й сессии (г.Асунсьон, Парагвай) 4 декабря принял решение о включении элемента нематериального культурного наследия «Вытинанка — традиционное искусство вырезания из бумаги в Беларуси» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского внешнеполитического ведомства.

Вытинанка — традиционное искусство вырезания из бумаги, широко распространенное в Беларуси. Ремесло, зародившееся еще в XVI веке, сегодня обретает второе дыхание. Изысканное и широко признанное как элемент белорусской культуры, искусство вытинанки активно используется в наружном и внутреннем оформлении частных домов и общественных мест, таких как офисы, рестораны, культурные учреждения, театральные декорации. Оно также является неотъемлемой частью традиционных праздников.

Вытинанка становится все более креативной, а ее изящные орнаменты переносятся на ткань и используются как элемент одежды. Современная вытинанка охватывает множество тем, отражающих белорусский образ жизни: любование природой, белорусская история, мифология, обычаи и верования, сельский и городской быт. Это одна из эстетических основ белорусского менталитета и культуры.

Включение этого ремесла в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества явилось результатом совместной работы сообществ мастеров вытинанки, экспертов и специалистов по охране нематериального культурного наследия, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Министерства иностранных дел и Постоянного представительства Беларуси при ЮНЕСКО.

С включением «Вытинанки» списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО насчитывают шесть белорусских элементов.

Ранее были включены праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в Семежево Копыльского района Минской области (2009 год); «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской (Будславский фест)» в Мядельском районе Минской области (2018 год); «Юрьевский хоровод» в Погосте Житковичского района Гомельской области (2019 год); Культура бортничества (2020 год); «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» (2022 год).

https://belta.by/society/view/belorusskaja-vytinanka-vkljuchena-v-spisok-nematerialnogo-kulturnogo-nasledija-junesko-680303-2024

Старинное искусство вырезания картин из бумаги сегодня хранят и развивают народные мастера и профессиональные художники. В канун рождественских и новогодних праздников мы поговорили об истории и современности этого вида творчества с народным мастером Ольгой Бабуриной, которая состоит в Белорусском союзе мастеров народного творчества и заведует секцией вытинанок.



По словам народного мастера, стилистика современных вытинанок чрезвычайно богата и разнообразна. Среди них выделяются характерные образцы современного народного искусства, любительские вырезанки и произведения профессиональной графики и дизайна.

– Вытинанка – это искусство вырезания кружевных узоров из бумаги, которое приобрело широкое распространение на территории Беларуси в конце XIX – начале XX в. как способ отделки интерьера традиционного жилища и было восстановлено как вид декоративно-прикладного искусства в конце XX в., – рассказывает Ольга Бабурина.

Надо сказать, что технологии подобные нынешним вытинанкам существовали уже в IХ-XII в., тогда в Беларуси еще не было бумаги, вместо нее ажурными узорами декорировали ткани и кожу.

– Самые ранние примеры использования бумаги для вырезания датируются XV-XVI столетием, временами Великого княжества Литовского, – отмечает народный мастер. – Зажиточные дворяне имели в своем доме писаря – это был образованный человек, который не только писал документы, но и делал бумажную вырезку из тонкой бумаги. Чаще это были гербовые изображения магнатского рода, которые подкладывались к грамоте под сургучовую или восковую печать. Если печать вскрывали, то и ажурная вырезка из бумаги рвалась, было очевидно, что документ вскрыт. Таким образом, вытинанки выполняли защитную функцию.



В Беларуси был и период силуэтного вырезания. Оно пришло на нашу землю благодаря крепким экономическим и образовательным связям с Западной Европой, где зародилась техника вырезания профилей. Силуэтное вырезание использовали в дворянском окружении Беларуси, в то время было популярно украшать такими вырезками из бумаги женские альбомы.

Как уже отмечалось выше, вытинанка получила наибольшее распространение в оформлении крестьянского быта конце XIX – начале XX века, когда в Беларуси стали появляться бумажные фабрики. Всплеск этого вида творчества наблюдался в предвоенный период и после Второй мировой войны – 1940-50-х годы.

По словам Ольги Бабуриной, в Беларуси было несколько видов вытинанки. Для вырезания традиционных узоров, как и сегодня, использовали ножницы. Также были «вырыванкi»: их изготавливали в основном дети, а поскольку ножниц ребятишкам не доверяли, то родился такой технологический прием, когда бумагу просто рвали руками и получали интересные изделия.



Были умельцы, которые вырезали ажурные полотна ножом портного или сапожника. На Брестчине, например, живет мастер Юрий Малышевский, который до сих пор продолжает традиции и режет вытинанки сапожным ножом. Кроме того, в Беларуси существовали «выбiванкi» – это технология, при которой рисунок выбивался на бумаге гильзами от пуль разного калибра или заостренной отверткой. 

– Наши предки украшали вытинанками дома, но декором в современном понимании этого слова их нельзя назвать. Из бумаги делали ажурные изделия в виде салфеток и занавесок на окна, бордюрами-кружевами отделывали полки, двери, окна, декорировали иконы и рамки для фото. По народному обычаю вытинанки использовали для украшения жилища к наиболее значимым праздникам – Рождеству и Пасхе. Причем в каждой местности бумажная вырезка приобретала семантические, стилистические и местечковые особенности, в зависимости от мировоззрения людей, живущих на той или иной территории, – подчеркивает Ольга Бабурина.

Она отмечает, что орнамент, который использовался на одежде, представлял собой своеобразный текст или шифрованный язык ткачихи или вышивальщицы, с помощью которого из поколения в поколение женщины передавали свои молитвы миру.



Например, в западной Беларуси известны примеры, когда круглые розетки вырезали с определенным узором и вешали над кроватью ребенка, когда он болеет, чтобы дитя хорошо спало применяли уже другой узор-вырезанку. В Гродненской области мастер Станислав Мулица обновил конструкцию вытинанковых кружев, которые использовались для украшения гроба.

– Сакральная и магическая функция – эта особенность белорусской народной вытинанки переходит в современную технику вырезания из бумаги, которая сейчас распространена в Беларуси, – отмечает заведующая секций вытинанок Белорусского союза народного творчества. – Хотя вытинанка и относится к народному творчеству, но восстановлением ее занимаются профессиональные художники и мастера.

Большинство мастеров вытинанки работают в центральном регионе (Минск и область), на Витебщине, Брестчине, Гродненщине (Станислав Мулица, Александр Овчинников), этот вид творчества меньше развит в Могилевской и Гомельской областях. Сегодня наряду с отдельными мастерами вытинанки существуют целые направления.



Например, выделяется Новогрудский стиль. В этом регионе «выбiванкi» заостренной отверткой делает Наталья Климко. Учителем Натальи в свое время была Нина Шурак, а сейчас мастер передает свою технику дочери. Известна в Беларуси и уникальная клецкая вытинанка, ее возрождением занимается Ольга Пилецкая – мастер с прекрасным знанием белорусского традиционного колорита и ощущением материала и народной эстетики.

А самая знаменитая в стране Молодечненская школа вытинанки, которая создана более 25 лет назад. Начало ей положила основательница творческой династии Виктория Червонцева. Ее дочери народные мастера Наталья и Елизавета преподают вытинанку в Молодечненском музыкальном училище им. М. К. Агинского. Из Молодечненской школы вышло большое количество мастеров, которые имеют индивидуальный подчерк, в их числе и Ольга Бабурина.

Она уже более 30 лет занимается вытинанкой. За последние 2 года творческой деятельности разработала 4 тетради шаблонов для вырезания из бумаги. Издательство «Бахуны» выпустило их в свет под названием «Проста вазьмi нажнiцы и зрабi» по темам «Святы», «Ражство», «Лес», «Жывёлы». Каждая тетрадь содержит 10 эскизов с QR-кодом, по которому можно прийти на YouTube-канал и попасть на мастер-класс Ольги Бабуриной. Также в соавторстве с Натальей Сухой вышла книга «Мая выцiнанка», где 70% издания составляют шаблоны для вырезания белорусской вытинанки. Сейчас мастер работает над 5 тетрадью, в которой буду собраны вытинанки на тему «Дрэвы жыцця».



Но главная гордость Ольги Бабуриной – уникальный музей белорусской вытинанки. Народный мастер открыла его в 2021 году. Находится он в 100 км от Минска в д. Лоск Воложинского района. Это первый и единственный в Беларуси музей, где представлены не только работы Ольги Бабуриной и других белорусских мастеров, но ее личная коллекция китайских, японских, чешских, польских, украинских, литовских и американских вытинанок. Уникальность музея заключается еще и в том, что аналогичных заведений, которые были бы посвящены сугубо бумажному вырезанию, практически нет в мире, за исключением Украины и США (г. Питтсбург, штат Пенсильвания).

В истории нашей культуры достаточно много видов народного декоративно-прикладного творчества, в свое время достаточно популярных, в последствии практически забытых, а сегодня возрожденных, возвращенных фактически из небытия, на новом уровне приобщенных в современные культурные процессы. В полной мере это касаться и искусства создания ажурных узоров из бумаги – вытинанки.

В свое время этот вид народного искусства пережил краткий, но заметный расцвет. В концы XIX и, в особенности, в первой половине XX века ажурные узоры из бумаги можно было видеть почти в каждом доме. Небольшое оживление традиции наблюдалась в послевоенное десятилетие, затем вытинанка практически исчезла из народного быта, оставив след разве только в людской памяти.

Широкий подъем интереса к  национальной культуре, характерный для последнего времени, вызывал возрождение и развитие многих практически забытых видов народного искусства и народных художественных ремесел. И дело тут, скорее всего, не в осознании и понимании  их ценности как  части национальной белорусской культуры, необходимости поддерживать, возрождать и развивать художественное наследие наших предков. Как оказалось, традиционные художественные ремесла — вовсе не «архаика» или музейное приобретение, а очень современное явление, которое при умелом, бережливом, заботливом подходе органически и натурально включается в наш современный быт.

Наиярчайшей иллюстрацией этих процессов как раз и является вытинанка. Сегодня мы наблюдаем не просто возрождение, а стремительный взлет, который буквально за десятилетие вывел вытинанку в число наиболее популярных видов современного народного искусства. При этом заметно изменился и ее характер — от достаточно простых, скромных в художественных отношениях изделий к высокодекоративным произведениям.

роцессы возрождения на новом уровне забытых страниц национальной культуры вызывают необходимость выяснения традиций. Как оказалось, по сравнению с другими видами белорусского народного искусства традиционная вытинанка не оставила почти никакого реального следа. Причины этого разные, и прежде всего отношения к вытинанке самих мастеров. Когда, например, тканное или вышитое обрядовое полотенце могло передаваться из поколения в поколение, то сделанные из дешевого непрочного материала ажурные бумажные узоры ежегодно (а то и несколько раз на год) заменялись новыми, старые узоры без жалости выбрасывали, потому искать их сегодня в традиционном быте — напрасное занятие. Не позаботились собрать их в свое время музеи, не упоминают в своих работах исследователи материальной и духовной культуры.

Такое невнимание исследователей народной белорусской культуры к вытинанке можно объяснить достаточно поздним оживлением белорусской этнографической и искусствоведческой науки. Потому приходится констатировать очевидный факт: когда у наших соседей — поляков, украинцев, литовцев — публикации про вытинанку появились еще в начала XX века, а богатые музейные коллекции сохраняют узоры столетней давности, то белорусские исследователи ничего этого не имеют.

Нельзя не отметить при этом, что отношения к вытинанке как виду народного искусства не совсем однозначные. Когда литовские, украинские, польские, словацкие исследователи давно определили надлежащее место вытинанки в культуре своих народов, то исследователи русского народного искусства относятся к ней достаточно скептически. По-видимому, это можно пояснить как слабой распространенностью вытинанки в русской народной культуре, да и не особо выгодным сравнением ее с глубоко традиционными видами народного искусства. На первый взгляд вроде логично: и история вытинанки не особо богатая, и материал нетрадиционный, и выступала она часто в качества временного и более дешевого заменителя тканей, кружев, вышивки. Тем не менее, в этом случае стоит руководствоваться принятым в искусствоведении правилам: когда какой-то вид творчества пережил более чем три поколения мастеров, его можно считать народным искусством. А период активного существования вытинанки значительно больший, и за такое время ее создатели выработали характерные для таких изделий и одновременно глубоко традиционные художественные средства и приемы, что позволило их произведениям органично вписаться в интерьер народного жилья, не создавая диссонанса с другими видами народного искусства. Выделяется вытинанка и национальными особенностями, что всегда было свойственно глубоко традиционным видам народного искусства.

И все же при этом нужно отметить, что неполное столетие активного существования вытинанки — не очень большое время в эволюции народного искусства, чтобы успеть выработать такое совершенство форм и декора, как, скажем, в ткачестве, вышивке, резьбе, гончарном искусстве. Потому в искусстве вытинанки (в том числе и у наших соседей) много случайных мотивов, чужих влияний, подражательства, нередко преобладает ярко выраженная индивидуальность или обычная самодеятельность. Это в особенности заметно в современной белорусской вытинанке, поскольку, даже при всем желании мастеров опираться на ее традиции, они сталкиваются с уже отмеченной практически чистой страницей в отечественном искусствоведении.

Первой попыткой заполнить эту страницу стала статья в журнале ?»Мастацтва Беларусі» (Искусство Беларуси) в конце 1980-ых годов — времени заметного роста интереса к забытым видам традиционного народного искусства. Эта статья кратко, исходя из имеющегося на то время немногочисленного материала, описывала историю и тогдашнее состояние вытинанки в Беларуси, характеризовала ее художественные особенности и технологичную специфику. Предложенная в статье классификация вытинанки согласно своим технологично-композиционным разновидностям и сегодня без каких-то дополнений и изменений используется всеми, кто обращается к этому виду народного искусства Беларуси.

Заметная необходимость в методическом обеспечении широкого интереса к «искусству бумаги и ножниц» вызывало появление нескольких пособий практичного характера, что давали возможность овладеть основными приемами создания вытинанок всем, кто хотел освоить этот технологично достаточно доступный вид народного художественного творчества. В свою очередь, эти издания поспособствовали роста интереса к вытинанке практически во всех уголках Беларуси с охватом широкого диапазона возрастов, начиная с воспитанников детских садиков.

В итоге сегодня вытинанку можно считать одним из наиболее популярных видов современного народного художественного творчества, который идет почти вровень с таким национальным феноменом, как соломоплетение. Вытинанка — обязательный экспонат разнообразных выставок современного народного искусства, в этом направлении проводятся разнообразные конкурсы и праздники, устраиваются семинары-практикумы и мастер-классы.